Проверять будут «провинившихся» предпринимателей

31 августа 2015

Давно замечено, что в период кризиса государство начинает особенно внимательно наблюдать за предпринимателями. Поэтому не стоит удивляться тому, что гайки начинают закручиваться — ужесточается законодательство в области проверок, увеличиваются полномочия проверяющих органов.

В связи с этим сегодня мне бы хотелось познакомить вас с инициативой, которую лоббирует Министерство экономического развития. Проект, который проходит стадию общественного обсуждения, несет в себе простую мысль — если предприятие попадает в «группу риска» — его проверяют чаще. Попробуем вместе разобраться в деталях.

Проверка

Суть проекта

Итак, законодатель планирует ввести в отношении проверок для бизнеса риск-ориентированный подход. Согласно проекту, частота проверок предприятий будет зависеть от присвоенной ему степени риска причинения вреда — на эту своеобразную «карму» будут влиять, в частности, число ранее допущенных компанией нарушений и другие критерии. Категорию риска для каждого предприятия будут определять соответствующие надзорные органы (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Роструд и пр.).

Интересно, что проверять предпринимателей по новой методике Роспотребнадзор начнет уже в этом году.

Категории риска

Для разных сфер бизнеса будет устанавливаться от трех до шести категорий риска:

  1. чрезвычайно высокий риск;
  2. высокий риск;
  3. значительный риск;
  4. средний риск;
  5. умеренный риск;
  6. низкий риск.

При определении степени риска для конкретного предприятия будет учитываться как вид его экономической деятельности, так и статистика допущенных ранее им нарушений (их количество и тяжесть) — причем всех нарушений, так как предполагается обмен между инспекторами информации о результатах проверок. И не важно, соблюдение какого законодательства проверятся — будут ли это противопожарные нормы, требования налогового законодательства, санитарные нормы и правила.

Справедливости ради, стоит отметить, что учитываться будет также проведение мероприятий и наличие фактов, подтверждающих соблюдение ими обязательных требований, снижение тяжести потенциальных негативных последствий или вероятности нарушения обязательных требований.

Категории риска

Периодичность проверок

Предприятия с низким уровнем риска вовсе будут освобождены от плановых проверок, и, напротив, в организациях c чрезвычайно высоким риском предполагается введение режима постоянного контроля — присутствие контролирующих органов на предприятии.

Режим постоянного контроля (надзора) заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов федерального государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций и проведения указанными лицами мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований к осуществлению деятельности на таких объектах.

В то же время, оговаривается в документе, если в ходе плановой проверки предприятия с более высокой степенью риска не будет выявлено грубых нарушений, то ему присвоят более низкую категорию риска. Сейчас законом для всех предприятий предусмотрена одинаковая периодичность проведения плановых проверок — не чаще, чем один раз в 3 года.

Вступление закона в силу планируется с 1 января 2016 года, и в текущей версии не оговаривается, будут ли текущие нарушения законодательства влиять на категорию риска, с которой в следующем году окажется та или иная компания.

Проверочные мероприятия

Настойчивость проверяющих органов будет прямо пропорциональна риску причинения вреда, сконцентрирует внимание надзорных органов на наиболее опасных объектах. Устанавливать степень риска того или иного юрлица будут по формулам, в которых учтут такие данные, как «частота нарушения санитарного законодательства по определенной статье», «вред здоровью при нарушении определенной статьи законодательства», «масштаб воздействия» (то есть количество людей, находящихся под воздействием оцениваемого юрлица). Кроме того, учтут «число выявленных нарушений», «общее число проверок» за последние 3 года.

Для предприятий I класса опасности, так называемого чрезвычайного, предусмотрены выездные плановые проверки и проведение полного объема лабораторных исследований. Для II класса опасности, высокого, прописаны выездные плановые и внеплановые проверки (по согласованию с прокуратурой) и лабораторные исследования минимально достаточного объема. Для организаций III класса опасности, среднего, формой контроля являются плановые выездные проверки или документарные проверки, а также лабораторные исследования минимального объема. Для самых безопасных юрлиц, IV класса, проверки ограничатся лишь изучением документов и проведением выборочных исследований.

Проверочные мероприятия